СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА Печать

МОЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ МАЛЫША?

И КАК ЭТО ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО?

     

     Безграничная снис­ходительность родителей, потакание детским прихотям не толь­ко не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозво­ленного, складывается эгоистичное и неуважительное отноше­ние к другим людям.

Принципы, опираясь на которые родители должны решать для себя вопрос о наказании.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.

2. Сначала установите границы - затем требуйте их соблю­дения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справед­ливости. Иными словами, если вы не установили правила - не требуйте их исполнения.

3.Ни какой профилактики, ни каких наказаний на всякий случай.     

Если есть сомнения наказывать или нет, не наказывайте, даже если поняли, что обычно мягки, доверчивы.

4. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и реши­тельно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверен­но «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авто­ритета в глазах детей.

5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следо­вать сразу же за проступком. Детская память коротка. Если вы, прейдя, домой после работы, узнаете, что ваш ребенок устроил днем бабушке истерику и нарочно разбил чашку, и решите его нашлепать, имейте в виду, что ваш справедливый гнев не будет воспринят малышом. Калейдоскоп событий дня сотрет в памя­ти дневное происшествие, и наказание не принесет ничего, кро­ме обиды.

6. За один Раз - одно. Если поступков совершенно сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний, не для детской души.

7. Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непредна­меренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требова­ния, как к взрослым. Детская безответственность — совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более тер­пеливого отношения.

8. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком, как торжество нашей силы, над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы не справедливы, то наказание подействует в обратную сторону.

9. Когда конфликт исчерпан — утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чув­ствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

10. Наказан - прощён. Инцидент исчерпан, о старых грехах не слова.

11.  Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в дей­ствительности может исполнить то, что от него требуется.

Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сло­мал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутрен­него конфликта ребенка.

12. Ребёнок не должен бояться наказания, он должен бояться нас огорчить.

13. Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Главным здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Описанные принципы сужают область приме­нения наказания, закладывают в его основу любовь и ответ­ственность родителей за будущее детей.

Прежде чем сердиться на ребенка, нужно вспомнить, что им движет познавательная потребность, а не сознательное стремление причинить вред, сделать вам назло.

Нельзя наказывать ребенка за такое поведение, ко­торое естественно вытекает из его потребности в познании ок­ружающего мира. В противном случае он может вырасти вя­лым, малоинициативным.